Каталог продукции
- Электрический инструмент
- Аккумуляторный инструмент
- Все для сада
- Сварочное оборудование
- Климатическая техника
- Клининговое оборудование
- Станки
- Строительная техника
- Пневмоинструмент
- Измерительные инструменты
- Электрика и свет (электроустановочные изделия)
- Ручной инструмент
- Расходные и сопутствующие товары
- Запчасти к электроинструменту
- Запчасти к бензоинструменту
- Средства защиты
Выбор мотоблока или мотокультиватора
Копать на дачах приходится очень много, это подтвердит любой дачник. Даже если в семье мужчина наотрез отказывается заниматься огородом, обычно он, проклиная дачу в частности и все сельское хозяйство в совокупности весной и осенью всё равно берет лопату и копает, копает, копает до ломоты в спине и боли в других жизненно важных органах. Но вот, чу, где-то застрекотал моторчик. Ненавистная лопата воткнута в землю, а уставший труженик спешит в сторону нового звука, надо непременно узнать все подробности, да и передохнуть немного. Глазам дачного мученика открывается чудная картина: в синей дымке выхлопных газов по дачному участку шустро ползет мотокультиватор, а за ним поспешает гордый обновой сосед. Сцена описана многократно и известна изпокон веков: «безлошадный земледелец глазеет на справного, владеющего тягловой силой соседа». Увидев, как быстро сокращается участок невспаханной земли и прикинув сколько пришлось бы лопатить в ручную, чтобы столько же обработать, само собой приходит решение – долой тяжкий труд, только технический прогресс освободит мужчину от огородных тягот.. Как и встарь лошадь, железный помощник тоже очень не дешев, поэтому нужно взвесить все предстоящие трудности и затраты. Долгая дума - лишняя скорбь. Думать хорошо, а отгадать и того лучше В этой статье мы рассмотрим механизмы для обработки земли. Под обработкой подразумеваем вспашку, культивацию, нарезку грядок, прополку. Участки земли, которые необходимо обрабатывать, бывают о различными по площади, рельефу и конфигурации, поэтому приспособлений для её обработки тоже великое множество. Они разнятся и по устройству и по мощности, и конечно по размеру. Разброс цен соответствует многообразию предлагаемых торговлей изделий. Разделим для наглядности механизмы для обработки земли на группы. Деление довольно условное и допускает отклонения. Отмечу, граница между мотокультиватором и легким мотоблоком довольно размытая. Культиватор имеющий задний ход и мощность в 4л.с. вполне можно назвать и мотоблоком.
Стоит сразу предупредить, что в 99% деньги, потраченные на культиватор или легкий мотоблок, который будет использован на даче, в финансовом смысле не окупятся! При цене в этой группе от 12000р до 25000р, пройдет очень много лет, прежде чем цена картошки или свёклы, выращенной с помощью бензотехники, сравняется с потраченной на покупку культиватора суммой. Дача вообще очень затратная затея. В последние годы от дачи в первую очередь требуют комфорта, а не урожая. Но это не значит, что урожай уже никого не волнует. Народная мудрость напоминает: Труд человека кормит, а лень портит. Да здравствует труд, но не утомительный, а приятный и не очень долгий. После полезных занятий в огороде, особенно приятно с чувством выполненного долга окунуться в речку или сходить погулять. Значит, малая механизация окупается не рублем, а свободным временем и сэкономленными силами.
Мотокультиваторы.
Произведем простой расчет: на участке в 6 соток минимум половина места будет занята постройками, деревьями, цветниками, кустами, дорожками. Для перекопки останется 3 сотки. При производительности культиватора в 200кв.м. в час, что составляет 2 сотки, работа теоретически займет 1,5 часа, практически из-за разных неудобств часа 3. При покупке вдвое более производительного механизма – легкого мотоблока, реальное время работы сократится очень незначительно, а может остаться прежним. Даже обычный моткультиватор не работает в полную мощность, а примерно на 2/3 возможностей. Все время приходится маневрировать вокруг препятствий, возвращаться назад. Минимум половину времени культиватор работает на холостом ходу, а рабочий орган висит в воздухе. Культиватор умеет не только обрабатывать землю. Например, к массовой серии Российских культиваторов «Крот» выпускается множество полезных приспособлений. С их помощью можно накачивать воду, стричь траву, обрезать толстые ветки, окучивать и полоть. Можно купить прицепную тележку и возить грузы до 200кг. Отмечу, тележка для мотокультиватора, все-таки, экзотика. На мой взгляд, перевозить груз не удобно. Для этого уже нужен мотоблок. Выбор мотокультиваторов велик. Вы можете выбрать соответствующий именно вашим потребностям.
Легкий мотоблок.
Мотоблок очень похож на культиватор, но возможностей имеет существенно больше. Прежде всего выше мощность и производительность, если в хозяйстве имеется довольно большой, а главное отдельный огород, где можно выполнять длинные прямые проходы, мотоблок будет предпочтительней. Так же если участок еще не стал старопахатным, и в земле часто попадаются корни, камни, затвердевшая глина, культиватору не справиться, а мотоблок сумеет побороть трудности. Мотоблок успешно буксирует тележку, у него и сил побольше и имеются несколько передач. Благодаря этому можно ехать и потихоньку по грунту и с приличной скоростью (12 – 15км/ч) по шоссе. Замечу, по шоссе выезды надо сократить до минимума, тележка не оснащена необходимой светотехникой, а тормоза не очень эффективны, ГИБДД не приветствует таких путешественников. К мотоблокам тоже выпускается масса приспособлений, позволяющих выполнять разнообразные работы в разных областях.
Тяжелый мотоблок.
От легкого он отличается не назначением и даже мощность далеко не всегда выше, а качеством, ресурсом и удобством пользования. Прежде всего, его назначение – работать каждый день зимой и летом, выполняя бесчисленное количество операций, где не выгодно применять настоящий трактор. Главное положительное отличие состоит в наличии вала отбора мощности. К валу можно подключать разные инструменты и механизмы, включать их и выключать и это не отразится на движении агрегата вперед. На культиваторе движение вперед жестко связано с количеством оборотов рабочего инструмента. При малых оборотах ножи вращаются медленно и культивтор ползет тоже медленно. У тяжелых мотоблоков такой жесткой связи нет, вполне возможно на малой скорости задать большие обороты ножам. Количество передач может доходить до 5 в одну сторону, а с учетом реверса (заднего хода) до 10! На любой передаче можно ехать как вперед, так и назад. Для удобства управления и избежания частых разворотов, управляющие штанги со всеми органами управления можно разворачивать на 180 градусов. У тяжелых мотоблоков в отличии от легких в конструкции почти не применяются ремни. Все передачи только шестеренчатые, отсюда несравненно больший ресурс трансмиссии.
Импортный или отечественный.
При изобилии разных моделей и производителей этот вопрос стоит первым. Ответов может быть три:
Полностью отечественный
Отечественный с импортным мотором
Импортный.
У каждого варианта есть свои достоинства и недостатки.Подумав о национальности будущей покупки, задумаемся о необходимых свойствах и умениях, которые вы хотите видеть в новом механическом друге. Забудьте о красотках и туфельках. Работа, настоящая работа, а не рыхление и без того рыхлого грунта, с использованием культиватора или мотоблока очень тяжела и под силу только мужчине в крепких сапогах.
Двигатель.
Мощности в 2 – 3 силы для культиватора и 5 сил для мотоблока вполне достаточно дачнику. Четырехтактный мотор лучше двухтактного, ресурс у него гораздо выше, шуму меньше и не приходится возиться со смешиванием горючей смеси из бензина и масла. Цена четырехтактного двигателя существенно выше, но весьма весомы его преимущества перед двухтактником.
Задний ход.
Я считаю заднюю передачу очень полезной. Вздыбив грядку до конца, чтобы начать новую грядку придется, напрягая все силы тянуть увесистый мотоблок назад по вспаханной, а бывает еще и мокрой земле. Гораздо приятнее передвинув рычажок дать культиватору самому откатиться назад, вам придется только поспешать, чтобы он на вас не наехал. Это совсем не трудно. У мотоблоков задний ход есть у всех.
Сцепление.
Встречается сцепление, управляемое рукой и автоматическое, которое срабатывает само при увеличении оборотов двигателя. Похожие механизмы используются на бензопилах, бензокосилках и даже на минимотороллерах. С «автоматом» проще работать, но гораздо лучших результатов удается добиться с ручным сцеплением, да еще и безопаснее. В отличии от мотоциклетного сцепления, где оно нормально включено и нажимая рычаг мы отсоединяем двигатель от трасмиссии, у культиватора и мотоблока все наоборот. Нормальное положение отключенное, чтобы рабочий орган заработал надо нажать и удерживать рычаг. Сделано это, чтобы при случайном отпускании рычага или падении человека, рабочий орган сразу же остановился и никого не травмировал. При запуске двигателя с ручным сцеплением, мотор уже работает, а ножи неподвижны. Культиваторы с автоматическим сцеплением ведут себя иначе. При пуске нужно монетку газа поставить на «максимум» и потом заводить. Мотор заводится, набирает обороты, сцепление срабатывает и ножи начинают вращаться. Если они на земле, культиватор дергается и пытается убежать, если не касаются земли, могут порубить любопытную кошку, которую в пылу заводки, вы не заметили. При прохождении трудного (криволинейного, вокруг куста) участка, чтобы выполнить маневр приходится снижать скорость газом. При использовании ручного сцепления рабочий орган продолжает вращаться, пусть и медленнее, но делает свое дело. При автоматическом сцеплении при снижении оборотов ножи начинают проскальзывать и при дальнейшем снижении могут совсем остановиться. Чтобы продолжить работу надо добавить оборотов, но тогда трудно руководить быстробегущим механизмом, приходится искать компромисс. Когда одной рукой управляешь сцеплением, а другой газом, удается достичь множества разных комбинаций, подходящих для конкретного момента работы. Мне больше нравиться управлять техникой, а не вступать с ней в переговоры на равных.
Вес.
У мотокультиваторов и легких мотоблоков этот параметр находятся в постоянном конфликте с требованиями, которых ждут от садовой техники. Если механизм будет легким, его удобно грузить, перевозить, им легко управлять, зато ножи будут не вгрызаться в землю, а слегка её царапать. Чтобы ножи входили в грунт, техника нужна тяжелая, только тогда можно нормально работать. При большом весе пропадают достоинства перечисленные выше. Стараясь сделать механизмы пригодными к работе и удобными в пользовании, конструкторы нашли довольно простой выход. На легкий мотоблок предусмотрели возможность устанавливать утяжеляющие грузы, а на мотокультиваторах используют умышленно утяжелённые колеса. С помощью такого изящного решения с проблемой удалось справиться. Выбирая механизм, непременно стоит поинтересоваться, как именно на этом образце решается проблема веса. Возможно, дополнительное утяжеление не предусмотрено, или предусмотрено, но в продаже нет нужных грузов. Это серьезный повод задуматься о целесообразности покупки. Пусть продавец попытается развеять ваши сомнения.
Габариты.
Тут те же проблемы, что и с весом. Работать хорошо, возить плохо и наоборот. У мотокультиваторов для удобства перевозки предусмотрена возможность путем частичной разборки значительно уменьшать габариты, настолько значительно, что удается перевозить в багажнике или салоне обычной малолитражки, класса ВАЗ. Стоит только побеспокоиться, чтобы не запачкать или не порвать детали салона машины. Легкие мотоблоки, не говоря о их более тяжелых собратьях, возить в обычных машинах не представляется возможным. Если не брать в расчет минивены и большие джипы, то для владельца небольшой машины остается один выход – воспользоваться прицепом. У варианта с прицепом есть и еще один существенный плюс: не надо разбирать и собирать, сгрузили на землю мотоблок и можно сразу начинать работу. При перевозке на прицепе не придется столь тщательно отмывать механизм от грязи, налипшей на него. По своему опыту могу заверить, что мытье и чистка занимают времени ничуть не меньше, чем непосредственно работа, для которой механизм покупался. С электрокультиваторами таких проблем гораздо меньше. Они не предназначены для тяжелой работы, поэтому им не надо быть не тяжелыми ни большими. Перевозить их можно в любой машине, а иногда даже просто положив в рюкзак.
Для легких и особенно тяжелых мотоблоков очень полезно обзавестись адаптером. На покосе или при стрижке больших газонов за день приходится проходить многие километры. Зачем ходить, если можно сидеть и ехать за машиной. Адаптер та же прицепная тележка, только без кузова, вместо него только сиденье. К адаптеру можно подвешивать плуг, окучник, грабли, с таким полезным приспособлением ваш мотоблок почти ничем не будет отличаться от минитрактора. Не очень распространено, но вполне возможно переделать мотокультиватор в электрокультиватор. Для такой переделки выпускаются установочные комплекты, включающие электромотор, который ставится взамен бензинового и всё необходимое для такой переделки. В целесообразности такой метаморфозы можно усомниться, но знать о возможности полезно.
Особенности работы.
Перед работой надо позаботиться о гардеробе. Лучшая обувь, безусловно кирзовые солдатские сапоги. В них ноги будут достаточно надежно защищены и от влаги и от попадания земли и от отлетающих камешков. Ноги не потеют, можно очень долго продуктивно работать. Чтобы сапоги не размокали и долго служили, рекомендуется на 12 часов обернуть их тряпкой пропитанной подсолнечным маслом. Брюки должны быть длинными и плотными свободного покроя, при работе могут отлетать камешки, лететь крапивные листья, можно ненароком облокотиться о горячий глушитель. Шорты не защитят ни от чего. Рубашка нужна под стать брюкам тоже с длинными рукавами. Рукава должны быть обязательно плотно застегнуты, особенно это касается тех, кто работает с мотокультиватором или легким мотоблоком – у этой техники много длинных ременных передач, которые запросто могут захватить свободные концы одежды. Для этих же целей нельзя использовать агрегат со снятыми защитными кожухами На голову стоит надеть шляпу с широкими полями. Такой головной убор защитить не только от зноя, но и от всякого мусора, который норовит насыпаться за шиворот. Не стесняйтесь одеть наушники и защитные очки или защитный прозрачный щиток. Очки защитят глаза, ведь при работе обычно смотрят на рабочий орган, а оттуда могут вылетать самые неожиданные предметы, от камушка до вросшего в землю болта. Если попадет в глаз, потом будете жалеть всю жизнь. Наушники позволят работать без усталости и потери внимания очень долго. Без них через пару часов может заболеть голова, а весь оставшийся день друзьям придется громким криком звать вас пить чай, без крика вы ничего уже не сможете слышать довольно долго. Средства защиты придумали не глупые пижоны, а настоящие работники, привыкшие беречь здоровье. Работа на земле – тяжелая работа. Конечно, моторы помогают ускорить хлопоты на земле, но сами, без вас ничего делать не будут. Не сомневайтесь, пота придется пролить очень много даже с самым лучшим мотоблоком. Купив технику к ней надо привыкнуть. Не ставьте сразу весь набор культиваторных ножей, сначала освойте работу с половинным комплектом. Научиться работать даже таким упрощенным способом не быстро. Культиватор норовит то зарыться в землю, то резво мчится по грядкам, ничего не вскапывая. Борозды сначала получаются кривыми, а сама машина норовит упасть на бок. Сначала можно попробовать такой способ: заглубляем сошник и даём культиватору зарыться в землю, сошник его не пускает и ему приходится копать на одном месте. Когда увидели, что он уже прогрыз землю сантиметров на 15, мы поднимаем сошник и даём ему проехать вперед 25 сантиметров, и опять втыкаем сошник. Постепенно научитесь погружением сошника регулировать скорость обработки земли. Чтобы культиватор не падал на бок, постарайтесь всем ножам давать одинаковую работу. Если левая сторона идет по мягкому, уже вспаханному грунту, а правая по целине, то левая будет закапываться гораздо быстрее и тормозить, а правая постарается обогнуть левую, она ведь просто катится не заглубляясь. При этом машина будет стараться повернуть в лево и опрокинуться. Пусть обе стороны идут по равноценному грунту, или по целине или по вспаханному. Не старайтесь за один проход прокопать на полную глубину, лучше сделать два прохода с заглублением на половину возможностей. Перед началом работы пропускать стаканчик чего-нибудь недопустимого за рулём не стоит. Скорости здесь конечно не автомобильные, но под воздействием напитка вдруг может захотеться проверить, не ослаб ли приводной ремень и захочется сделать это прямо на работающем моторе. Поверьте, даже самый маломощный мотор культиватора вполне обладает достаточной мощью, чтобы оторвать не только палец! Не стоит давать управлять своей техникой тем, кто ей никогда не управлял. Если есть возможность, просто сами помогите соседу, вы знаете все особенности своего агрегата, а ему придется долго учиться. Это не полезно для любой машины, а риск получить травму в процессе обучения гораздо больше, чем при умелом пользовании. Жадность тут не причем.
Чистота – залог исправности.
Рабочее состояние садовой техники – грязное. Ничего с этим не поделаешь, земля летит и склеивается в комья. Травяной сок прилипает к любой поверхности намертво. Пух от одуванчиков проникает всюду. Износ точной техники в таких условиях идет ускоренным с темпом. Поэтому когда кончили работать, не откладывая, помойте и почистите агрегат. Когда эту процедуру делают сразу, пока грязь на засохла и не затвердела, её можно довольно просто удалить при помощи садового шланга и жесткой кисточки. Ещё лучше тем, у кого есть установка для мытья струёй высокого давления. Не ленитесь заменять масло, лучше это сделать чуть раньше, чем положено, чем позже. Особенно внимательно следите за целостностью сальников и уплотнений. Если они порвутся, абразивная грязь попадет внутрь и ресурс вашего стального коня сократится с тысяч до дюжины часов. Если не находите нужного уплотнения, а работать нужно срочно, после каждого сеанса работы меняйте масло. С грязным маслом удалится и грязь. Такой способ не снимет проблему, но поможет немного потянуть время. Уважаемые дачники, огородники и фермеры, садовая техника становится лучше и лучше. Все больше придумываю замечательных механизмов, с которыми работать не только полезно, но и приятно. Берегите и любите себя, а управлять техникой вы рано или поздно научитесь, давайте работать и обмениваться полезным и не очень полезным опытом, чтобы не повторять ошибок друг друга.